Wayfarer

Понедельник, 23.10.2017, 23:32
Приветствую Вас Гость

Регистрация
Вход

Атлантида по Платону ч.1 - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Shaman 
Форум » Древние цивилизации и загадки Земли » Атлантида: вечная загадка » Атлантида по Платону ч.1 (Научные статьи об Атлантиде)
Атлантида по Платону ч.1
ShamanДата: Вторник, 24.05.2011, 02:17 | Сообщение # 1
Лорд-Хранитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 150
Репутация: 32767
Статус: Offline
Миф Атлантиды,
или стоит ли верить Платону?

«Никогда не бывало на свете,

– говорят иронически мне, –

той страны, что исчезла навеки

в океанской пустой глубине.

Мы напрасно прожектором светим

в этом царстве подводных теней.

Но разве сказки нужны только детям?

Сказки взрослым гораздо нужней…»

Александр ГОРОДНИЦКИЙ,

«Атланты. В поисках истины»,

«Сколько миль до Атлантиды?»
НЕМНОГО ИСТОРИИ

Вряд ли какой-либо другой миф может сравниться с легендой об Атлантиде – могучем острове-государстве, в одну ночь канувшем в морскую пучину, – ни по универсальности, ни по живучести, ни по постоянству успеха. Сказочная страна атлантов не давала покоя уже современникам Платона (настоящее имя – Аристокл, 427–347 годы до нашей эры) – автора этой легенды, и не утратила своей притягательности и до сего дня. Справедливо замечено, что если сложить в одну кучу всё написанное об Атлантиде, то новый необычный памятник человеческому легковерию и воображению вознесётся выше египетских пирамид.

Атлантида не укладывается в тесные рамки какой-то одной концепции; их десятки, сотни, тысячи, – и каждая имеет свою логику, свой смысл и тесно переплетается с остальными. Однако все гипотезы имеют одну общую черту: их невозможно проверить. Ни те, кто уверен, что Платон был прав, ни те, кто ни на грош ему не верят и считают, что он всё выдумал, не могут раз и навсегда доказать справедливость своей точки зрения.

Однако обратимся к самой легенде. Не такая уж она и длинная. Весь платонов миф об Атлантиде уложился у его автора в параграфах 20d–26e диалога «Тимей, или О природе» и в параграфах 108d–121c диалога «Критий, или Атлантида». Правда, в этих творениях Платон вещает о событии не от своего имени, а устами некоего Крития, причём цепочка повествования отнюдь не коротка. По словам Платона, об Атлантиде ему стало известно от Сократа (его учителя), которому о ней рассказал Критий, которому о ней же рассказал его дед (которого тоже звали Критием), который, в свою очередь, услышал эту историю от самого Солона (638–559 годы до нашей эры, «мудрейшего из семи мудрецов», знаменитого афинского законодателя), которому во время его пребывания в Египте (около 570 года до н. э.) в городе Саписе тамошние жрецы зачем-то поведали, что будто бы перед проливом, который греки называли Геракловыми столпами (Гибралтар), «девять тысяч лет тому назад» находился некий остров, который «превышал своими размерами Ливию и Азию вместе взятые». Причём «остров» этот был вовсе не единственным в Атлантическом океане, который на западе охватывала столь большая земля, что «весь противоположный материк… и впрямь заслуживает такое название». Власть атлантов простиралась не только на многие острова и часть этого материка, но также и на Ливию, Египет и Европу «вплоть до Тиррении». Такие вот были владетельные эти атланты. «Но позднее, когда пришёл срок для невиданных землетрясений и наводнений, за одни ужасные сутки… Атлантида исчезла, погрузившись в пучину. После этого море в тех местах стало вплоть до сего дня несудоходным и недоступным по причине обмеления, вызванного громадным количеством ила, который оставил после себя осевший остров».

Отрывок, посвящённый Атлантиде в «Тимее», на этом и заканчивается. Далее история продолжается в «Критии», где в процессе рассказа Критий (читай – Платон) развивает мысль, приводя подробности. Когда-то, сообщает он, боги поделили между собой Землю – «…все страны земли. Сделали они это без распрей…»

Атлантида при дележе досталась Посейдону: «…на равном расстоянии от берегов и в середине этой равнины, …, стояла гора, со всех сторон невысокая. На этой горе жил один из мужей, в самом начале произведённых там на свет землёю, по имени Эвенор, и с ним жена Левкиппа, их единственная дочь звалась Клейто. Когда девушка достигла брачного возраста, а мать и отец её скончались, Посейдон… соединился с нею; тот холм, на котором она обитала, он укрепляет, по окружности отделяя его от острова и огораживая попеременно водными и земляными кольцами … большей или меньшей величины, проведёнными на равном расстоянии от центра острова словно бы циркулем. Это заграждение было для людей непреодолимым…»

Обустраиваясь, Посейдон также источил из земли два источника – тёплый и холодный – и заставил землю приносить разнообразные и достаточные для жизни плоды. Клейто тоже времени не теряла и успела произвести на свет пять пар двойняшек мужского пола. Посейдон разделил остров на десять частей и раздал их детям. Первенец Посейдона по имени Атлант стал царём, откуда, собственно, и пошло название острова – Атлантида.

Остров, покрытый густыми изобильными лесами, доставлял его обитателям всё необходимое для прокормления домашних и диких животных. Даже слоны – и те водились на острове. Люди не переставали украшать Атлантиду. Царский дворец они построили там, «где стояло обиталище бога и их предков». «От моря они провели канал … так они создали доступ с моря …, приготовив достаточный проход даже для самых больших судов».

Остров, на котором стоял царский дворец, имел в диаметре пять стадиев1. «Цари обвели этот остров со всех сторон, а также земляные кольца и мост круговыми каменными стенами, и на мостах у проходов к морю всюду поставили башни и ворота». «Если некоторые свои постройки они делали простыми, то в других они забавы ради искусно сочетали камни разного цвета, сообщая им естественную прелесть; а также и стены вокруг наружного земляного кольца они по всей окружности обделали в медь, нанося металл в расплавленном виде; стену внутреннего вала покрыли литьём из олова, а стену самого акрополя – орихалком, испускавшим огнистое блистание».

Покуда атланты жили добродетельно, в соответствии с законами и «в дружбе со сродным и божественным началом», они были счастливы, и Атлантида процветала. Но когда унаследованное от Посейдона божественное начало ослабело и возобладал человеческий нрав, атланты оказались не в состоянии выносить своё богатство, утратили благопристойность, променяли умеренность на скупость, красоту – на уродство, добро – на зло.

Расплата, разумеется, не заставила себя ждать: «И вот Зевс, бог богов, блюдущий законы…, помыслил о славном роде, впавшем в столь жалкую развращённость, и решил наложить на него кару, дабы он, отрезвев от беды, научился благообразию. Поэтому он созвал всех богов в славнейшую из своих обителей, утверждённую в средоточии мира, из которой можно лицезреть всё, причастное рождению, и обратился к собравшимся с такими словами…»

На этом месте рукопись платонова «Крития» обрывается, и с какими такими словами Тучегонитель обратился к богам по случаю падших атлантов, для нас, увы, осталось неизвестным. Но всё же мы знаем и из начала повествования Крития, и из «Тимея», в чём заключалась кара Зевса: во-первых, войска атлантов были в пух и прах разгромлены афинянами, во-вторых, Атлантиду целиком поглотила океанская пучина… Что и говорить, не скупился Молниевержец на наказания, когда хотел сделать людей «более умеренными и мудрыми».

У Платона легенда об Атлантиде занимает очень мало места: всего два-три параграфа в «Тимее» плюс несколько страниц в «Критии». Правда, он не закончил своего «Крития». Не поисписался ли Платон? Или тема надоела? Или сюжет исчерпался?






АТЛАНТИДА: ВЕРСИИ, ВЕРСИИ, ВЕРСИИ…

Не вдаваясь в причины, по которым Платон не дописал повести об Атлантиде и её скоропостижной кончине, надо отметить, что если исходить только из платоновых рассказов (в коих нет и ничтожной доли точности, которой читатели вообще-то вправе ожидать от математика), то реальное существование Атлантиды представляется более чем сомнительным. Платонов миф не имеет никаких материальных основ ни в устных, ни в письменных преданиях античной Греции, как, например, Троянская война или путешествие аргонавтов. Если события, пересказанные Платоном со слов Крития (а тем – со слов ещё ряда лиц), действительно имели место, то происходили они во времена столь отдалённые, что воспоминания о них в исторической памяти народа просто не сохранились. Кроме того, трактовок и интерпретаций платоновских текстов, начиная с античности и до наших дней, существует столько, что это неизбежно вводит в заблуждение любого исследователя, готового к хоть сколько-нибудь непредвзятому суждению. А поскольку несчастную Атлантиду куда только ни помещали – от Америки до Шри-Ланки (и даже до Монголии) и от Исландии до Центральной Африки, – то и информации о ней разлилось море бескрайнее, ничуть не менее глубокое чем то, в котором утонула сама Атлантида, и отделить правду от вымысла стало практически невозможно.

Существуют четыре основных подхода к платоновским текстам.

Подход первый: принять слова Платона на веру буквально – мол, поглощённая пучиной Атлантида покоится-де на атлантическом дне где-то «по ту сторону Геракловых столпов».

Подход второй: допустить в принципе существование Атлантиды, но не в Атлантическом океане, а в другом месте; количество гипотез такого рода и их версий никакому исчислению не поддаётся.

Подход третий: считать повествование Платона ничем иным, как пёстрым салатом из египетских легенд и тесно переплетённых с ними действительных исторических событий, имевших место в разные времена и в разных местах. Подобная точка зрения вообще не позволяет сформулировать целостную рабочую гипотезу.

И, наконец, четвёртый подход, совпадающий с мнением знаменитого Аристотеля – ученика Платона: Аристотель был убеждён, что его учитель просто-напросто придумал миф об Атлантиде, чтобы понагляднее изложить свои философские, политические и этические взгляды и достучаться таки до умов и сердец собратьев-эллинов. В своих сомнениях Аристотель был не одинок, а скептицизм его самого и его сторонников основывался на достаточно серьёзных аргументах. И многие исследователи и тогда и сейчас разделяли и разделяют точку зрения Аристотеля.

Почему, скажите на милость, Платон оказался единственным античным автором, рассказавшем об острове (материке?) по ту сторону Гибралтарского пролива, исчезнувшем в глубинах Атлантики в Х тысячелетии до нашей эры, т.е. примерно 12 000 лет тому назад? Почему ни в одном тексте, предшествовавшем появлению его диалогов «Тимей» и «Критий», об этом событии нет никаких упоминаний?

Почему, если Платон узнал о существовании и гибели Атлантиды во время своего пребывания в Египте (хотя он и ссылается на Солона, в своё время также побывавшего в этой стране, причём даже и не на него непосредственно), он приводит такие скудные описания – и бытия атлантов, и катаклизма? Платон прожил в Египте (предположительно) целых тринадцать лет; неужели за всё это время он не поинтересовался у жрецов подробностями, если сам (или пусть даже не сам, а Солон) узнал обо всём именно от них? Неужто неинтересно было? Или жрецы говорить не хотели? А зачем тогда вообще говорили про Атлантиду?

Платон практически ничего не сообщает об источниках своей осведомлённости об Атлантиде. Всё, что нам известно помимо рассказанного в «Критии», исходит от одного из учеников Платона, некоего Посидония. Посидоний сообщает, что сам Платон по поводу Атлантиды однажды довольно загадочно изрёк: «Возможно, история эта не была придумана». Об этой фразе всяк волен думать что угодно…

И всё же Аристотель и его сторонники составляли редкое исключение: с античных времён до эпохи Великих географических открытий больше никем не ставилось под сомнение, что Атлантида лежит-де на дне морском там, где её «утопил» Платон, – где-то посреди Атлантического океана. Античный автор Маркел, правда, живший после Платона, в своей «Эфиопике» писал: «…жители островов сохранили воспоминания их предков об Атлантическом острове, который там существовал и был действительно необыкновенно большим; в течение долгого времени он главенствовал над всеми островами Атлантического моря и сам был равным образом посвящён Посейдону». Великий географ античности Страбон (I век нашей эры) также не исключал, что земля атлантов существовала в действительности: «История об острове Атлантида, возможно, не является выдумкой».

Систематическое исследование океанов, начавшееся во времена Великих географических открытий, естественным образом заставило пытливых вернуться к теме Атлантиды. Не менее естественно, что в начальный период завоевания Америки Атлантиду отождествляли с вновь открытым континентом. Некто Франческо Лопес да Гомара возвысил голос в защиту сего постулата ещё в 1533 году. Испанец Овиедо полагал, что остров царя Атланта находился во владениях амазонок – в Бразилии, т.е. в Южной Америке. Однако возражения раздавались уже тогда: Платон, как известно, разместил Атлантиду не где-нибудь, а в океане, и описывал её как остров, лежащий перед огромным материком, который, в принципе, мог быть Америкой. Ясности это никак не добавляло.

Тайна Атлантиды всегда волновала пытливых, и они в силу ума и души пытались найти её рациональную разгадку или, по крайней мере, предложить непротиворечивое решение. В ХVI веке француз Питтон де Туренфор, исходя из текстов Диодора Сицилийского, предположил, что некогда Чёрное море (Эвксинский Понт) не имело сообщения со Средиземным. Питаясь водами великих рек, в него впадающих, море «переполнилось», затопило часть прилегающей суши, прорвало естественные преграды и образовало проливы Босфор и Дарданеллы. Далее воды Чёрного моря устремились в Средиземное море, подняв гигантскую волну, пронёсшуюся до Гибралтара, вышедшую в Атлантический океан и накрывшую находившуюся якобы аккурат напротив пролива Атлантиду… Гипотеза ничуть не лучше и хуже всякой другой. Однако исследования второй половины ХХ века говорят о том, что после образования проливов не воды Чёрного моря ринулись в Средиземное, а как раз наоборот, и именно черноморская береговая линия существенно изменила очертания.

В ХVIII веке родились новые мнения – Атлантиду стали отодвигать к северу. Французский писатель Фабр д’Оливье предполагал, что атланты были северянами, или борейцами, и воевали с южанами, или пеласгами. Когда же несколько позже на острове Гельголанд были обнаружены следы античного поселения, некоторые учёные мужи, прежде всего Юрген Шпанут, принялись доказывать, что следы цивилизации атлантов нужно искать именно на Балтике и нигде больше. По его мнению, причиной гибели Атлантиды стало падение кометы Фаэтон в устье Одера со всеми вытекающими последствиями.

Полагали также, что таинственно исчезнувшая земля находилась где-то в районе Исландии, а то и вовсе в районе Гренландии. Кое-кто пытался провести параллели между Атлантидой и Данией…

Но не только европейские или северные варианты рождались на свет Божий. Например, в ХVIII веке французский географ Ф. Буашу высказался в том смысле, что Атлантида покоится на дне морском где-то между мысом Доброй Надежды и Бразилией. А Жан-Сильвен Байи в «Письмах об Атлантиде» (1799 год) и вовсе уверял, что канувший в бездну вод остров-материк надобно искать аж… в Монголии (!). Это, пожалуй, будет похлеще «подводной лодки в степях Украины»! Правда, где среди бескрайних монгольских степей должна находиться затонувшая суша, сей маститый по какой-то причине не пояснил. ХIХ век одарил атлантистов идеями Пьера-Андрэ Летрея, ничтоже сумняшеся отправившего злополучную Атлантиду прямо в Персию. В конце ХIХ века француз Этьен Берлю размещал платонов материк в районе Атласских гор в Марокко: затонувшему острову в горах самое место…

В 1922 году немец Х. Шультен предположил, что Атлантида – это легендарный город Тартесс в устье реки Гвадалквивир, на север от испанского города Кадиса. Оппоненты возражали: Тартесс разрушили карфагеняне, а не море. Штурмом взяли. Однако в 1973 году в Атлантике в 270 милях к западу от Тартесса с борта советского научно-исследовательского судна «Академик Петровский» на глубине приблизительно тридцати метров на вершине подводной горы Ампер под слоем песка действительно обнаружили какие-то странные вертикальные образования, которые при известном воображении можно было принять за остатки стен затонувшего древнего города! В 1982 году исследования были продолжены. С борта нового советского исследовательского судна «Витязь» с помощью буксируемой аппаратуры была сфотографирована аж целая система (!) «стен», а на одну из них был спущен водолазный колокол, экипажу которого удалось даже заполучить образец из этой «стены». Исследования показали, что это базальтовая порода и образовалась она не под водой, а на поверхности. Атлантида?! Увы: геологи экспедиции пришли к выводу, что порода эта естественного происхождения…

Немецкий изыскатель Л. Фробениус советовал искать Атлантиду в Африке, где-то в пределах древнего королевства Бенин. На вершине своего могущества атланты будто бы простирали свою власть от Мавритании до Анголы. Классикой стали труды исследователей, позывавших искать Атлантиду в Магрибе и Сахаре.

То обстоятельство, что в бронзовом веке Сахара вовсе не была пустыней, подвигло некоторых авторов выдвинуть гипотезу, будто некогда в Сахаре имелось некое внутреннее море, внезапно опустошённое землетрясением, а гибель цивилизации, существовавшей на его берегах, породила миф об Атлантиде. Только если море было «опустошено», то как Атлантида сумела утонуть?

В 30-х – 40-х годах ХХ века «выдающийся искатель древностей» Третьего рейха и создатель «Анненербе» Генрих Гиммлер готов был насмерть стоять, что Антарктида – это и есть искомая «земля атлантов», прародина «арийской расы».

И так далее. Пожалуй, до сего дня только Австралии и Новой Зеландии каким-то чудом пока ещё удалось избежать отождествления с Атлантидой, но не будем забывать, что человеческая мысль пытлива, а ХХI век только начался…

Из всех этих гипотез и предположений наиболее логичными выглядят те, согласно которым Атлантида находилась где-то в центре Атлантического океана. Большинство учёных мужей считало, что Атлантида располагалась в треугольнике, образованном Канарскими и Азорскими островами и Мадейрой. Именно эти клочки суши и остались на поверхности океана после её затопления. И история вроде бы подтверждала их правоту.

Когда испанцы в 1402 году открыли Канарские острова, они обнаружили на них гуанчей – высоких белокожих людей (которых вскоре истребили). Гуанчи, похоже, были потомками какой-то неизвестной цивилизации; по своему языку и общественной организации гуанчи ближе всего напоминали древних египтян. Но откуда они взялись на Канарах? Высказывались мнения, что либо гуанчи приплыли из Египта на судах, либо египтяне являлись наследниками, а гуанчи – чуть ли не потомками легендарных атлантов. Это предположение выглядело вполне правдоподобно, поскольку гуанчи, по сохранившимся сведениям, владели техникой постройки судов. И всё бы ничего, однако гипотеза о гибели Атлантиды в Х тысячелетии до нашей эры опровергается данными геологии: Канарские острова в их нынешнем виде сформировались порядка 15 млн. лет тому назад.

Вообще-то говоря, многие прибрежные народы Северной Атлантики исповедуют странные культы и имеют традиции, свидетельствующие в пользу «атлантической» версии Атлантиды. Например, одна из легенд североамериканского индейского племени сиу гласит, что их предки, как и предки всех прочих индейцев, пришли в Америку с какого-то острова, «лежащего в стороне восходящего солнца», т. е. на восток от американского континента. Но восточнее – вся Атлантика до самой Европы, и предки сиу вполне могли явиться в Америку, например, с «туманного Альбиона», как это несколько позже сделали англичане. В Ушмале (полуостров Юкатан) сохранился до наших дней храм индейцев майя, надписи в котором воспевают «восточные земли, откуда мы пришли». Ацтеки также хранили воспоминания о «священном острове на востоке», о «земле солнца», которая называлась Ацтлан и где правил великий бородатый и белокожий бог Кетцалькоатль (за посланцев которого были приняты и с успехом выдавали себя конкистадоры Кортеса). Индейцы нахуа называют своей прародиной некую страну Нооатлан – «землю среди вод» – и уверяют, что громадная суша к востоку от Америки в своё время якобы была уничтожена «яростью огня и моря».

Сторонники «атлантической» Атлантиды приводят и другие аргументы, обычно в форме вопросов. Почему слово «бог» на языке басков звучит как «инка», а в мифологии индейцев племени кечуа так называют сына солнца и его представителя на земле? Почему жители могучей империи Тиуатинсуйю (доколумбового Перу) называли себя инками, а своего правителя – Великим Инкой? Почему бог солнца древних египтян, перуанцев и жителей острова Пасхи носит одно и то же имя – Ра? Почему для всех приатлантических цивилизаций столь характерными являются вертикально поставленные камни, мегалиты и пирамиды? Почему по обоим берегам Атлантического океана существует множество географических названий с одним и тем же корнем, например: гора Атлас в Марокко, город Атлан на американском побережье, местность Ацтлан в Центральной Америке? А древний народ атлантов (!) в Северной Африке? И почему, наконец, именно титан Атлант держит на себе небесный свод, и не где-нибудь, а как раз около Геракловых столпов?

Не многовато ли совпадений? Вовсе нет.

Для человека, беспристрастно пытающегося разобраться во всём этом, простое перечисление сходных черт различных народов и культур само по себе доказательством их общего происхождения от единого корня служить не может. Количество типов человеческого поведения и человеческих изобретений достаточно ограничено. Языковые формы тоже не бесконечны, к тому же слово «инка» у инков имело значение не «бог», а «человек», и ни с какой заокеанской прародиной инки себя не связывали. Все мифы, позволяющие дать ответ на непонятные природные явления, имеют сходные черты. Пирамида имеет геометрически наиболее выгодные форму и объём, и поэтому именно её и выбирают строители для возведения сооружения максимальной высоты без применения связующих растворов (цемента, извести и т.п.). Все люди принадлежат к одному биологическому виду, и мозг у всех представителей вида Homo sapiens функционирует по одним и тем же фундаментальным законам. Все люди получили в наследство от предков определённое количество социальных схем поведения, оттого у разных народов и наблюдается такое обилие сходных обычаев (сравнить хотя бы феодальные иерархические лестницы Англии и Франции с японской: это так и называется – «японский феномен», ибо сходство практически один к одному).

Однако сторонники «атлантической» Атлантиды сдаваться не собирались и приводили всё новые и новые аргументы. По мнению одних, «огромное количество ила», оставленное затонувшим материком, о котором писал Платон, якобы указывает на Саргассово море, покрытое плавающими водорослями – саргассами, как на место нахождения и гибели Атлантиды. Однако глубины в этом месте порядка 5 000 метров, никакой ил, «оставленный материком», при таких глубинах судоходству помешать не в состоянии, поэтому если Атлантида и затонула, то явно не здесь.

Другим полюбился ледниковый период. По их версии, во время последнего оледенения, когда уровень Мирового океана был чуть ли не на сотню метров ниже современного, Атлантида находилась на поверхности. Во время таяния полярных льдов уровень океана поднялся и поглотил Атлантиду, и произошло это как раз за девять с лишним тысяч лет до нашей эры, что будто бы подтверждает дату катастрофы, указанную Платоном. Спору нет, аргумент увесистый. Только таяние ледников и повышение уровня Мирового океана происходило на протяжении длительного времени, а не в течение «одних страшных суток», как написано у Платона. К тому же эта гипотеза вообще не указывает, где находилась Атлантида, а повышение уровня океана при таянии ледников в периоды потеплений – процесс глобальный.

Несколько более убедительной выглядит гипотеза, в основу которой положены миграции угрей. Эти похожие на змей рыбы сплываются в Саргассово море практически из всех водоёмов Европы и Северной Америки для завершения цикла воспроизводства. Их потомство появляется на свет именно в саргассовых глубинах. Затем мальки снова направляются в континентальные реки, находят их (как – непонятно до сих пор), там превращаются во взрослых рыб, а когда подходит время очередного цикла воспроизводства, вновь возвращаются в Саргассово море. Спрашивается: почему? Кое-кто в этой связи полагает, что некогда на месте нынешнего Саргассова моря и находилась Атлантида, а угри выводили потомство в её огромном болоте. После затопления острова сменилось множество поколений угрей, но инстинкт, – как известно, штука устойчивая, – сохранился и по сей день.

Однако исследования океанского дна в районе Азорских островов, проводимые со второй половины ХХ века, показали, что в этом районе находится зона выдавливания магмы; вещество, выдавливаемое из-под земной коры, скапливается и отталкивает европейскую и африканскую континентальные плиты на восток, а американские – на запад. При этом опускания земной поверхности не происходит, поскольку на зону предполагаемого нахождения Атлантиды влияют совершенно иные тектонические процессы.
 
Форум » Древние цивилизации и загадки Земли » Атлантида: вечная загадка » Атлантида по Платону ч.1 (Научные статьи об Атлантиде)
Страница 1 из 11
Поиск:

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7976
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Поддержка Microsoft
  • Статистика